« Назад Кимры  


Кимры – город областного подчинения в Тверской области, центр Кимрского района.

Город расположен на реке Волга (Угличском водохранилище) возле устья реки Кимрка. Численность населения города около 61800 чел.

Город образован в 1917 году на месте одноименного дворцового села. Позже в состав города вошло и старинное село Савёлово, где расположена одноименная железнодорожная станция. Дворцовое село, располагавшееся на левом берегу Волги около устья Кимрки известное с 1546 года в последствии принадлежало Салтыковым. На этом месте теперь центр города. Здесь сохранилось множество старинных построек, большинство из которых являются памятниками архитектуры. Микрорайон Савёлово, расположившийся на правом берегу Волги, преимущественно застроен современными домами. Подробнее об истории города рассказывает экспозиция местного краеведческого музея.

Костяк промышленной части города на протяжении последних лет составляют заводы ВПК (авиационная промышленность и т.п.). Кимры издревле славились обувным промыслом. В начале века здесь существовала крупная артель обувщиков, также занимавшаяся производством кожаных изделий. На сегодняшний день кроме обувной в городе имеются швейная и мебельная фабрики.

Левобережная и правобережная части города связаны между собой большим мостом через Волгу, сооруженном в конце 70-х годов прошлого века. До этого времени переправа осуществлялась при помощи пассажирского и грузового паромов.

В трех направлениях от города уходят автодороги. Старинная Ильинская дорога через Горицы ведет к Твери и Кашину. От села Ильинское не так давно была построена еще одна более корткая дорога на Тверь. По Московской дороге через Дубну и Дмитров можно доехать до столицы. Талдомская дорога ведет к Белому Городку, Талдому, Калязину. Также по ней можно добраться до Дмитрова и Москвы. По местной дороге, уходящей от станции Савёлово через микрорайон "Южный" (Кимры-3), также можно добраться до Дубны. Еще одна местная дорога уходит вдоль левого берега Волги к устью реки Медведица.

По основным направлениям ходят пригородные автобусы: на Ильинское - Горицы, на Дубну (по правому и левому берегу), на Талдом, Белый Городок (Приволжский) и др. Есть междугородные автобусы на Москву (через Дубну и через Талдом), а также на Тверь (через Ильинское - Горицы и через Ильинское по новой дороге). Часть автобусов отправляется от ж/д станции Савёлово, а часть от автостанции в левобережной части города неподалеку от выезда на Ильинское.

В конце XIX столетия Московско-Ярославско-Архангельской железной дорогой было начато строительство верехневолжского железнодорожного радиуса. В 1900 году была введена в эксплуатацию линия Москва-Савёлово. Движение на Калязин было открыто только в 1919 году. С 1920 года началось регулярное сообщение с Рыбинском и Весьегонском, а в середине 30-х было открыто движение и на Углич. Наконец, строительство линии Овинище-Мга, завершившееся в 1921 году, сделало савеловскую ветку резервным дублем железной дороги Москва-Ленинград.

В 1978 году был электрифицирован участок Вербилки-Савёлово, что сделало возможным сообщение с Москвой электропоездами. Далее Савёлово движение осуществляется на тепловозной тяге. Дальнее сообщение осуществляется единственным пассажирским поездом Москва - Рыбинск (через Калязин, Сонково). В составе этого поезда следуют вагоны до Углича, Пестово, Весьегонска. Сообщение с Хвойной осуществляется спересадкой по Пестово, а с Бежецком, Максатихой, Удомлей - с пересадкой по Сонково. Прямого сообщения с Санкт-Петербургом также нет (возможен выезд с пересадкой по Калязину в вагоны Углич - Санкт-Петербург, либо с пересадкой по Сонково, либо через Москву). Пригородное сообщение электропоездами осуществляется с Талдомом, Вербилками, Дмитровым, Москвой. С Калязиным, Угличем, Кашиным, Сонково организовано пригородное сообщение "рабочими" поездами с тепловозной тягой.

По станции Савёлово долгое время осуществлялась перевалка грузов на плоскодонки, где они транспортировались по Волге в Рыбинск и затем переваливались на баржи. Начиная с 1940 года после реализации генерального плана "Большая Волга" в результате строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов, Волга стала судоходной до Твери и надобность в транспортировке крупных грузов по савеловской ветке отпала.

Ныне Кимры – портовый город на Волге, а в 15 км вниз по течению в Белом Городке находится крупное судоремонтное предприятие. Пассажирские теплоходы в Кимрах не останавливаются. Во время навигации в прежние годы назначались "Кометы" до Калязина и Углича. На сегодняшний день курсирует лишь катер на Медведицкое (через Белый Городок) два раза в неделю.

Кимры – типичный представитель древнерусских верхневолжских городов. Здесь сохранились две церкви и ряд старинных особняков, включая прекрасное в архитектурном плане здание Гостинного двора. К сожалению, многие церкви до сегодняшнего дня не сохранились. Посещение города может доставить немало удовольствия любителям старины и просто любителям старинных провинциальных городков. С достопримечательностями города можно ознакомиться на одной из страниц сайта Алексея Лапина http://a-lapin.narod.ru.

© Роман Иванюшкин 2000-2011
Условия использования материалов сайта