« Назад Лобня  


Лобня – город областного подчинения на территории Мытищинского района Московской области. Статус город получен в 1961 году. Численность населения 60 тыс. чел.

Город Лобня обязан своим рождением разъезду Лобня, возникшему близ одноименного ручья при строительстве Савёловской железной дороги в 1900 году. Окрестности разъезда в то время были немноголюдными. Лишь несколько деревень располагались вдоль Рогачевского тракта, некогда соединявшего Коровинское шоссе в Москве и старинное село Рогачево Дмитровского уезда.

Самым древним поселением, вошедшим в черту современной Лобни, является бывшее село Киово (Киево), известное еще с XV века и принадлежавшее правнуку Дмитрия Донского Ивану Патрикееву. Через село проходила соединительная дорога между Дмитровским и Рогачевским трактами, существующая и сегодня, благодаря которой в селе всегда существовали постоялые дворы. В XVII веке в селе строится храм Спаса Нерукотворного. Изначально храм был деревянным, а позднее в 1769 году был выстроен и каменный, дошедший до наших дней. Великолепный храм прекрасно виден с железной дороги, - при движении в направлении Дмитрова он приветствует нас справа по ходу движения. Встречает он и въезжающих в город по автодороге, соединяющим современную Лобню с Дмитровским шоссе. Киово-Спасский храм, безусловно, является сегодня главной достопримечательностью молодого города Лобни.

Вскоре после открытия Савёловской железной дороги и разъезда Лобня, вокруг него довольно быстро разрастается пристанционный поселок, поглотившей давшую разъезду название одноименную деревушку, и уже к концу 1910-х годов он значится на карте, как дачная местность "Лобня". В годы индустриализации Лобня становится уже рабочим поселком, и постепенно поглощает окрестные деревни. В черте Лобни оказалось и старинное село Киово, и деревни Букино, Нестериха, Горки.

Не меньшую, чем открытие Савёловской железной дороги роль, в истории Лобни сыграла Великая отечественная война. Во время легендарной битвы под Москвой в окрестностях Лобни шли жестокие кровопролитные бои. Зимой 1941 года, ценой жизней практически всех людей, оборонявших Лобню, враг был остановлен у Рогачевского выезда. Это место – одна из наиболее близких Москве точек, до которых сумели дойти гитлеровские фашисты. В память об этом событии у развилки Рогачевского и Краснополянского шоссе сооружен мемориал из зенитного орудия.

Статус города рабочий поселок Лобня получил в 1961 году, а в 1975 году в состав Лобни входит рабочий поселок Красная Поляна. История этого поселка также весьма интересна. Поселок известен с 1835 года и возник на землях, принадлежавших потомкам Петра I дворянскому роду Нарышкиных. Купец Крестовников, взявший в аренду эти земли в 1848 году, строит здесь бумагопрядильную фабрику, приносившую весьма неплохой доход.

Лобня сегодня – это современный город областного подчинения. С одной стороны, - Лобня представляет собой огромный "спальный массив", особенно сильно разросшийся в последние годы. Но с другой стороны, - Лобня город промышленный, - здесь расположены машиностроительный завод, производство специальной керамики и фарфора, предприятия пищевой промышленности и многие другие. Немаловажную роль в жизни города играют и железнодорожные предприятия. Из некогда заштатного разъезда, станция Лобня выросла до крупной железнодорожной станции, обеспечивающая не только многочисленные пригородные перевозки, но и большие объемы грузовой работы, обеспечивая, в том числе и нормальную работу расположенных поблизости терминалов аэропорта Шереметьево. Кроме станции Лобня, в городе также находится и одноименное локомотивное депо, обслуживающее пригородными электропоездами как Савёловское, так и Белорусское направления Московской дороги. Депо Лобня возникло вскоре после электрификации участка Москва – Дмитров, состоявшегося в 1954 году.

Современная Лобня связана автомобильными дорогами с Москвой, аэропортами Шереметьево, а также со старинным селом Рогачево, расположенном в Дмитровском районе. Выезд на Дмитровское шоссе осуществляется по местной дороге, соединяющей Лобню с деревней Красная Горка. Через шоссе, ведущее в Шереметьево, можно выехать в Хлебниково, а также на Ленинградское шоссе близ города Химки. Рогачевское шоссе, ныне начинающееся от Лобни (поскольку при строительстве канала им. Москвы связь Лобни с Коровинским шоссе г. Москвы была утрачена) имеет выход на малую и большую подмосковные кольцевые дороги.

Автобусное сообщение Лобни осуществляется с Долгопрудным, Москвой (ст. метро Алтуфьево), аэропортами Шереметьево и селом Рогачево.

Пригородное железнодорожное сообщение по станции Лобня осуществляется с Москвой, Икшей, Дмитровым, Талдомом, Дубной, ст. Савёлово (г. Кимры). Часть электропоездов следует транзитом через Москву на Белорусское направление. От станции Лобня до Савёловского вокзала г. Москвы следуют аэроэкспрессы, перевозящие пассажиров аэропортов Шереметьево в столицу. Поезда-экспрессы "Наукоград Дубна", а также пассажирский поезд "Рыбинск" в Лобне не останавливаются. Сообщение с городами Калязин, Кашин и Углич осуществляется с пересадкой по станции Савёлово. По станции Лобня также осуществляются грузовые операции, в том числе подвоз грузов к терминалам Шереметьево. Пассажирского вокзала на станции Лобня нет. Также в черте города находится остановочный пункт Депо, где останавливаются электропоезда.

Еще о Лобне можно почитать здесь:

© Роман Иванюшкин 2000-2011
Условия использования материалов сайта