« Назад Рыбинск  


Рыбинск – крупный город в Ярославской области на реке Волга (Рыбинском водохранилище). Рыбинск – второй по величине город в области с численностью населения около 243,6 тысяч человек. Город находится в областном подчинении и является центром Рыбинского района.

Рыбинск – один из немногих городов, имевших в различное время пять разных названий. Первое из городищ, возникших на месте современного Рыбинска появилось здесь еще в 1071 году. Поселение называлось Усть-Шексна, поскольку было расположено в месте впадения в Волгу реки Шексны. Позднее, в 1504 году поселение было переименовано в Рыбную Слободу, поскольку здесь производился отлов рыбы для царского престола в Москве. В 1777 году Рыбная Слобода получает статус города, а затем в 1979 году её переименовывают в Рыбинск. Еще большие переименования город претерпевает в советское время. В 1946 году он становится Щербаковым в честь партийного деятеля А.С. Щербакова (1901 – 1945) – кандидата в члены политбюро, начальника Совинформбюро. Его имя город носит до 1957 года, а затем снова переименовывается в Рыбинск. Следующие переименования связаны с именем Ю.В. Андропова (1914 – 1984) – генерального секретаря ЦК. Итак, с 1984 года город называется Андроповым. Однако, во время перестройки в рамках возвращения русским городам исторических имен, город снова стал Рыбинском и носит это имя по сегодняшний день.

Жизнь Рыбной Слободы, а позднее и Рыбинска на протяжении всего времени тесно связана с Волгой. Город расположен по обоим берегам этой реки. Географическое положение города – Рыбинск находился у слияний трех рек – постепенно сделало город крупным торговым центром. Сюда по Волге издревле силами бурлаков двигали грузы от самой Астрахани. Выше Рыбинска Волга была не судоходной (для крупных барж), а потому все грузы перегружались с барж на плоскодонки и направлялись выше вплоть до Твери. На плоскодонках же отправляли грузы и вверх по Шексне, а также по Мологе, впадавшей в Волгу парой десятков верст выше города. Обе реки входили в Вышневолоцкую водную систему, по которой грузы отправлялись в Санкт-Петербург. Итак, Рыбинск был по сути дела столицей бурлаков, которых как раз по большей части здесь и нанимали. Ныне на Волжской набережной установлена скульптура "Бурлак" увековечивающая тяжкий труд этих людей.

Процесс мирного сосуществования города Рыбинска и великой русской реки Волги был нарушен планом ГОЭЛРО и генеральной программой "Большая Волга", согласно которым на верхней Волге планировалось построить три гидроузла – Иваньковский, Угличский и Рыбинский, включавших в себя гидроэлектростанции и шлюзы. С одной стороны это решало проблему электрификации страны, а с другой – транспортные проблемы. Действительно, Волга становилось судоходной вплоть до Твери (а для мелких судов до Ржева), а по новому Каналу Москва – Волга появлялась возможность более короткого (по сравнению с Окским путем) попадания грузов в Москву. С другой стороны по Шексне можно было обеспечить крупное судоходство до Санкт-Петербурга (Ленинграда) через Белоозеро. Однако, никому не приходило в голову, что неразумный выбор места перекрытия Волги плотинами приведет к массовому затоплению земель и уничтожению исторических памятников. Водами Иваньковского водохранилища был полностью затоплен старинный уездный город Корчева (см. в статье о Дубне). В зону затопления Угличкого водохранилища попала большая часть города Калязин (см. статью о Калязине). Также в той или иной степени пострадали города Углич (см. статью об Угличе) и Кимры. Но это почти ничто в сравнении с тем сколько бед принесло построение Рыбинской плотины, из-за которой под воду ушли города Молога и перенесенный на новой место Весьегонск (см. статью о Весьегонске), а также сильно пострадали городки Мышкин, Брейтово, Пошехонье и Череповец. Плотина Рыбинской ГЭС была установлена в селе Переборы (ныне микрорайон Рыбинска). Работы по строительству Рыбинского гидроузла были закончены весной 1941 года, и воды Волги затопили Мологско-Шекснинское междуречье – некогда богатый и плодородный край. Площадь нового "рукотворного моря" составила более 4580 квадратных километров! Река Молога теперь существует лишь выше Весьегонска, а река Шексна – близ города Череповца. Если подсчитать сколько всего земли было затоплено только лишь в бассейне Волги, получится территория большая по площади, чем, например, территория Польши! Поистине в России земля бесценна! Под воду уходили города и села, которые затем вычеркивались из всех справочников и энциклопедий – на затопленные земли накладывалось государственное табу. Только лишь во времена перестройки в Советском энциклопедическом словаре появилась маленькая заметка о городе Мологе следующего содержания: "МОЛОГА, б. город при впадении р. Молога в Волгу. Изв. с 13 в., в 15 – нач. 20 в. крупный торговый центр, в 40-х годах 20 в. после сооружения Рыбинской ГЭС и вдхр. терр. г. затоплена, жители были переселены." Еще не хватало чтобы прямо с жителями затопили! Действительно, последние Мологжане доживают век в Рыбинске – в микрорайоне под названием Слип. Им лишь остается вспоминать о своем городе с его величественным монастырем и видавшим еще варягские ладьи портом. Молога долгое время была уездным городом, а затем стала центром Мологского района. Город и район успешно жили и развивались вплоть до декабря 1940 года, года росчерком пера председателя президиума верховного совета ССР Мологский район не был ликвидирован в связи с затоплением территории водами нового водохранилища. Фактически же переселение жителей из Мологи и окрестных деревень и сел (их было более 700) началось еще ранее – в 1937 году силами НКВД "Волгострой" и длилось более трех лет. Ныне в Рыбинском море можно встретить несколько развалин сельских церквей. Само водохранилище очень мелкое, что при весьма значительной площади часто приводит к настоящим штормам. В засушливые летние месяцы "море" частично пересыхает и тогда из воды показываются могильные кресты Мологского кладбища. В это время проплывающие мимо путники могут наблюдать странную картину, когда бывшие мологжане с лодок опускают венки на торчащие из воды кресты. Картина жуткая, но разве можно лишить людей последней возможности поклониться праху предков, ушедших не в землю, а в воду…

Современный Рыбинск – крупный промышленный центр. Здесь расположено известное предприятие "Рыбинские моторы", а также судостроительный завод, полиграфный, дорожных машин, кабельный и другие. В городе расположен крупный порт, шлюз, упомянутая выше гидроэлектростанция, несколько железнодорожных станций (см. ниже).

Из культурных и архитектурных памятников прежде всего можно выделить ансамбль Спасо-Преображенского собора и другие православные хармы, здания гостинных дворов "Мучной" (здесь находится историко-художественный музей) и "Красный", здание старой хлебной биржи, Польский Костел, ряд деревянных особняков, скульптуры "Бурлак" и "Волга". Довольно живописно выглядит и мост через Волгу, соединяющий правобережную и левобережную часть города. Он находится практически в центре Рыбинска. В городе есть два театра, три дворца культуры, три кинотеатра. Рыбинск – родина поэта Л.И. Ошанина.

Рыбинский район граничит с Некоузсским, Тутаевским, Пошехонским, Большесельским, Мышкинским районами Ярославской области.

Главные автодороги уходят от Рыбинска в Ярославль (через Тутаев), Пошехонье (и далее на Череповец) (Р-104), в Охотино (Мышкин) (Р-104) и в Тихменево - Глебово. Есть и объездная дорога, соединяющая а/д на Ярославль и Охотино по окраине города. Для проезда в Углич город следует покидать по дороге на Ярославль и затем сворачивать на Большое Село. Также можно следовать по дороге в Охотино, а затем перед Мышкинским паромом повернуть на Новое Село, посколько участок дороги Р-104 Рыбинск – Углич между Мышкинским паромом и селом Васильки Угличского района неимеет асфальтового покрытия и труднопроезжий. Путь в Некоузсский район неудобен и лежит либо через Мышкинский паром, либо через плотину Угличской ГРЭС. Дополнительно организуются перевозки автомобилей на железнодорожных платформах до станции Волга, поскольку автомобильный мост, дублирующий железнодорожный отсутствует. В Москву можно добираться через Ярославль или через Углич. В Тверь проще всего ехать через Углич.

Городской транспорт в Рыбинске достаточно развит и насчитывает 20 автобусных и 7 троллейбусных маршрутов. Пригородные автобусы ходят в Пошехонье, Тутаев, Большое Село, Тихмененево, Глебово, Охотино и в другие пункты района. Междугородные автобусы следуют в Ярославль, Москву, Череповец.

Что касается водного транспорта, то основные направления "Комет" и "Метеоров" следующие: по Волге – в Ярославль (через Тутаев) и Углич (через Мышкин); по Шексне (Рыбинскому вдхр.) – в Череповец; по Мологе (Рыбинское вдхр.) – в Весьегонск (через Брейтово).

Железная дорога пришла в Рыбинск в 1871 году. Это была акционерная Бологовско-Рыбинская железная дорога, связавшая город со столицей – Санкт-Петербургом. Позднее, в связи со строительством линии Бологое – Дно – Псков – Рига – Виндава, дорога стала именоваться Рыбинско – Псковско – Виндавской, а после сооружения линии Виндава – Москва (через Великие Луки, Ржев, Волоколамск) – Московско – Виндаво – Рыбинской. В 1898 году в Рыбинск пришла и железная дорога из Ярославля, построенная акционерной Московско – Ярославско – Архангельской железной дорогой. Ныне линия Ярославль – Рыбинск – Сонково (искл.) входит в состав Северной железной дороги. В 1905 году в Рыбинске был построен большой железнодорожный вокзал, который и по сей день функционирует на станции Рыбинск-Пассажирский. Есть в городе и другие станции – Рыбинск – Товарный и Шлюзовая. Первая из них находится на участке Рыбинск-Пасс. – Ярославль-Гл., а вторая – на тупиковой ветке, уходящий через плотину Рыбинской ГЭС. Эта ветка начинается у остановочного пункта Веретье линии Рыбинск-Пасс. – Сонково. По Шлюзовой производятся только грузовые операции.

В дальнем сообщении от станции Рыбинск – Пассажирский можно уехать в Москву (через Сонково, Калязин), Санкт Петербург (через Сонково, Бологое), Иваново и Кострому (через Ярославль, Нерехту), Самару, Уфу и Тольятти (через Иваново, Горький, Красный Узел). В пригородном сообщении ходят поезда с тепловозной тягой на Ярославль (несколько пар (3-4) в сутки плюс добавочные по выходным); На Сонково – 1 до Сонково, 2 до Пищалкино, 2-3 до Некоуз, плюс еще 2-3 рейса - переправа до Волги. Пригородные до Волги обычно отправляются с Рыбинска-Товарного, поскольку к ним цепляют автомобильные платформы для переправы через Волгу. Часть поездов на Ярославль идут до Ярославля-Главного, а часть – дальше – до Ярославля-Московского. По станции Ваулово с этих поездов можно пересесть на пригородные "подкидыши" до Варегово, а по станции Чебаково - до Тутаево. С пересадкой по станции Ярославль-Главный можно следовать в пригородном сообщении до Александрова (через Ростов), Данилова, Костромы (через Нерехту), Иваново (через Нерехту, Фурманов, Ермолино). По станции Сонково можно пересесть на пригородные поезда до Савёлово-Углича (через Кашин, Калязин), Пестово и Весьегонска (через Красный Холм, Овинище), Бологое (через Бежецк, Максатиху, Удомлю, Мсту). Однако, ехать с пересадкой по Сонково неудобно, поскольку все пригородные поезда от этой станции отправляются один раз в сутки (кроме Бологое) в первой половине дня, что чревато ночевкой. Единственный поезд с которым согласован пригородный Рыбинск – Сонково – это один из рейсов Сонково – Бологое (и то только при следовании от Рыбинска).

© Роман Иванюшкин 2000-2011
Условия использования материалов сайта