« Назад Углич  


Углич - древнерусский город на Волге, расположенный в Ярославской области, центр Угличского района. Численность населения Углича около 38,2 тыс.чел.

Датой основания города считается 937 год, когда согласно летописи "Прииде во Угляны некий княжич, именуемый Ян Плескович, от великого князя Игоря посланный - ради описания многочисленного народа и собирания дане". На месте современного Угличского кремля в то время размещался торг за которым на берегу Волги ремонтировали ладьи путешественники. В 12 веке город под названием Углече-Поле входил в состав Ростовского княжества, а затем стал центром удела. Долгое время в Угличе сохранялся княжеский престол. После татаро-монгольского нашествия Углич был приобретен Иваном Калитой и попал под сильное влияние Москвы.

Находясь на берегу великой русской реки, Углич долгое время выполнял функцию крепости. Он не раз подвергался разорению, как со стороны иноземных захватчиков, так и с дружинами соседних княжеств, боровшихся с Москвой за главенство на Руси. Выполняя столь важную стратегическую функцию, город каждый раз отстраивался вновь и расширял свои владения.

В 1591 году в Угличе произошло трагическое событие - погиб последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий, сосланный сюда вместе со своей матерью Марией Нагой. Следственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским установила, что царевич собственноручно заколол себя кинжалом в припадке "падучей болезни" (эпилепсии). Тогда Борис Годунов, обвиненный царицей в смерти Дмитрия, повелел разорить Углич. "Борис разъярился - во град Углич посла и повеле разорити, что убиша тех окаянных и на него глаголаху, иных казняху, иным языки резав, иных же по темницах рассылаху, множество людей сведоша в Сибирь и постави град пелым и ими насадища, и с того времени Углич запуста".

С тех стародавних времен в Угличе частично сохранился уникальный памятник архитектуры - Дворец удельных князей. Полностью сохранилась его Красная Палата. На территории кремля сохранились также цоколи других палат дворца. К сожалению, сама крепость до сегодняшнего дня не сохранилась. На территории кремля расположены и другие памятники архитектуры, такие как Спасо-Преображенский собор, церковь Дмитрия "на крови", построенная на месте гибели царевича и другие памятники.

Также в Угличе сохранились Богоявленский, Алексеевский и Воскресенский монастыри. Покровский монастырь, попав в зону затопления Угличского водохранилища, взорван и ушел под воду в конце 30-х годов. В тоже время были разобраны крепостные стены остальных монастырей. Неподалеку от Углича в саринном селе Улейма расположен еще один монастырь - Николо-Улейминский.

Кремль, монастыри и другие многочисленные памятники архитектуры древнего Углича привлекают к себе огромное количество туристов - как наших соотечественников, так и зарубежных гостей. Углич входит в "Золотое кольцо" России. Здесь делают первую остановку теплоходы туристических маршрутов, следующих из Москвы на Волгу. Также здесь останавливаются и местные пассажирские теплоходы.

Пять автодорог, уходящих от Углича, связывают его с другими древними городами. Древняя Ростовская дорога, уходящая от центра города ведет к Борисоглебскому монастырю и Ростову-Великому. По этой же дороге через села Ильинское, Заозерье, Нагорье можно доехать до Переславля-Залесского. Также из центра города уходит старинная Ярославская дорога. В города Рыбинск, Пошехонье-Володарск, Череповец можно попасть по Рыбинской дороге. Эта дорога неасфальтирована и труднопроезжа на участке между деревнями Васильки и Кирьяново. Поэтому для проезда в Охотино и Рыбинск следует пользоваться Ярославской дороге. В Рыбинск с нее можно попасть либо повернув в Новом Селе на Охотино, либо в Большом Селе на Рыбинск. По Московской дороге можно добраться до Калязина, Кашина, Сергиев-Посада, Дмитрова, Москвы. Новая Московская дорога начинается на 5 км Ростовской дороги. Старая Московская дорога проезжа только до Маймер. Наконец, по Моложской дороге, начинающейся за плотиной Угличской ГРЭС, можно доехать до города Мышкина и поселков Волга, Некоуз и Брейтово. К сожалению, эта дорога больше не ведет в старинную Мологу, навеки канувшую в водах Рыбинского Водохранилища. Дорога Углич - Кашин, показываемая на некоторых картах труднопроезжа и имеет проятженый неасфальтированный участок.

Автобусное сообщение от Углича осуществляется в направлении основных автодорог. Междугородные автобусы отправляются до Москвы и Ярославля. Пригородные автобусы отправляются до Калязина, Ростова, Заозерья, Большого Села, а также до Мышкина (по правому и левому берегу), до Васильков, Маймеры, Некоуза и Плоски.

Дальнее железнодорожное сообщение по станции "Углич" осуществляется беспересадочными вагонами с Москвой и Санкт-Петербургом. В пригородном сообщении курсирует рабочий поезд Углич - Калязин - Савёлово, к которому по определенным дням прицепляются прямые пригородные вагоны до Сонково (через Калязин, Кашин). Также от станции Углич отправляются беспересадочные пригородные вагоны до Савёлово ,которые по станции Калязин подцепляются к пригородному поезду Сонково - Калязин - Савёлово. Пригородное сообщение с Талдомом, Дмитровым, Москвой осуществляется с пересадкой по станции Савёлово. Железнодорожная ветка Калязин - Углич вступила в строй только в середине 30-х годов 20 столетия для обеспечения нужд Волгостроя. По этой линии подвозили стройматериалы для сооружения плотины Угличской ГРЭС, вступившей в строй в 1940 году. Первоначально, по замыслу акционерной Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги через Углич должна была пройти железнодорожная линия Москва-Дмитров-Калязин-Углич-Рыбинск, однако в советское время вместо этого было принято решение лишь продлить до Калязина линию Кашин-Сонково-Весьегонск, что удлиннило путь от Москвы до Рыбинска почти на 100 км по сравнению с Угличским вариантом.

Крупнейшим промышленным предприятием города является известный часовой завод "Чайка".

При составлении этой страницы частично использованы материалы фотопутеводителя "Углич" В.И. Ерохина, изданного Московским издательством "Планета" в 1991 году.

© Роман Иванюшкин 2000-2011
Условия использования материалов сайта