« Назад Весьегонск  


Весьегонск – самый северный город в Тверской области на Мологском заливе Рыбинского водохранилища, центр одноименного района. Численность населения Весьегонска около 9,4 тыс. чел. Город основан в 1776 году, хотя в летописях упоминается с 1564 года как село Весь Егонская. С 1803 года город становится центром уезда. В XVIII – XIX в.в. город являлся значительным транспортныим и торговым центром, поскольку по реке Мологе от Рыбинска перевозились грузы в Санкт Петербург по Вышневолоцкой водной системе. Весьегонск очень известен в среде рыболовов всей центральной России. Мологский залив одно из лучших мест рыбалки!

Весьегонский район граничит с Краснохолмским, Молоковским и Сандовским районами Тверской области, с Устюженским районом Вологодской области и с Брейтовским районом Ярославской области.

Весьегонск – один из городов, которым выпала горькая участь попасть в зону затопления во время знаменитого Волгостроя. В плане реализации генеральной программы "Большая Волга" и плана ГОЭЛРО в 30-е годы XX века на верхней Волге осуществлено строительство трех плотин: Иваньковской, Угличской и Рыбинской. На дно новых рукотворных морей ушли старинные города Корчева и Молога. Некоторые другие города (в их число попали Весьегонск и Калязин) затапливались частично, причем дома попадавшие в зону затопления попросту переносились на новое место – дальше от берега. Если в Калязине сохранилась примерно треть старого города, то Весьегонск практически полностью отстроен заново. Процесс нового строительства протекал очень болезненно ввиду халатного отношения руководства НКВД Волгострой к проблемам затопляемых городов. Ну уж конечно – что такое провинциальный городок по сравнению с "Большой Волгой" по меркам "строителей светлого будущего"! Так или иначе, но в апреле 1941 года работы на Рыбинской плотине были завершены, и весенним паводком было затоплено все Мологско-Шекснинское междуречье, образовав новое Рыбинское море. Воды разлившейся Мологи навсегда поглотили в пучине место, где находился старый Весьегонск вместе с недостроенной железнодорожной веткой Весьегонск – Суда.

Современный Весьегонск представляет собой маленький заштатный провинциальный городок, застроенный преимущественно деревянными одно- двух- этажными домами, хотя вдоль главной улицы попадаются и каменные двух- трех- этажные. Разумеется практически никаких памятников архитектуры в городе не сохранилось – их остатки покоятся на дне водохранилища. Единственная церковь находится у погоста – при выезде из города в сторону Устюжны. Взорваны и ушли под воду Богоявленский собор, церковь Кирика и Иулиты (её остатки видны на заболоченном полуострове "Кирики"), храм Николая Чудовторца, часовни Нерукотворного Спаса и Александра Невского. В тоже время в районе сохранилось несколько сельских церквей, в числе которых есть деревянные. В городе есть две небольшие площади. Одна из них – привокзальная, где также располагается автостанция – небольшой вагончик с окошком для продажи билетов. Другая площадь расположена у памятника героям ВОВ (кстати довольно грандиозная и красивая скульптура) на развилки дороги, ведущей из Устюжны в центр (к привокзальной площади) и объездной дороги вдоль ораины города. Хотя Весьегонск все же в своем роде уникален, причем не только тем, что находится "на отшибе". Ну разве где-нибудь встретишь еще вывеску "Авто-мото-вело-ПИЛО-запчасти"! :-) А в селе Кесьма на двухэтажном бараке весит вывеска "Дом культуры села Кесьма". Ну уж хотя бы "Клуб" написали :-).

Через город проходит одна единственная автодорога дорога Р-84 Тверь – Бежецк – Красный Холм – Весьегонск – Устюжна. На участке Весьегонск - Устюжна есть примерно 20 километровый грейдерный участок (без асфальтового порытия). У въезда в город со стороны Красного Холма дорога разветвляется (прям у знака "Весьегонск". Дорога, уходящая вправо ведет через центр города жутко при этом петляя (направление главной дороги на перекрестках меняется несколько раз). Другая (налево) идет практически в объезд города (по окраинам) и объединяется с первой на площади у памятника героям ВОВ. Через Устюжну по этой дороге можно проехать в Череповец, Пестово, Хвойную, Боровичи. Через Пестово и Боровичи удобно ехать в Новгород и Санкт Петербург, а через Череповец – в Вологду и опять же в Питер. В другом направлении через Красный Холм можно попасть в Молоково и Сандово (немного не доезжая Кр. Холма). а также в Сонково, Некоуз, Волгу, Мышкин. От Бежецка можно повернуть на Вышний Волочок (через Удомлю) или на Калязин (через Кесову Гору, Кашин). В Москву можно ехать через Калязин, а можно через Тверь. В Ярославль и Рыбинск можно проехать через Калязин и Углич, а можно и через Мышкин. Дорога из Весьегонска на Брейтово (ответвляется от дороги на Красный Холм у села Иваново) не имеет асфальтового покрытия и местами раздолбана. Однако в Брейтово можно попасть через Сонково и Некоуз, правда делая при этом большой крюк. Либо можно воспользоваться водным транспортом (см. ниже).

Основные пригородные автобусы ходят по автодороге Р-84. Самые дальние из них на Красный Холм (летом) и Устюжну, а остальные в пределах района (в Никулино, Любегощи, Бол.Овсянниково, Иван-Гору, Суково и др.). Междугородные автобусы следуют в Череповец, Тверь, Москву и Пестово (через Устюжну).

Весьегонск – портовый город на Рыбинском водохранилище. В пассажирском сообщении от Весьегонска ходит "метеор" в Ярославль через Брейтово и Рыбинск.

Железнодорожная станция Весьегонск была построена в 1919 году в рамках строительства ветки от Москвы через Сонково на Череповец. С этой целью линия Сонково – Красный Холм, построенная Рыбинско – Псковско – Виндавской железной дорогой была сперва продлена до станции Овинище, а затем до Весьегонска. Вскоре в Овинище пришла и ветка из Санкт-Петербурга через Пестово (Мологский ход). В начале 1930-х годов велись активные работы по строительству линии от станции Весьегонск до станции Суда ветки Бабаево – Череповец. Через реку Молога с этой целью был сооружен мост. Однако затопление ложа Рыбинского водохранилища помешало этим планам и ныне станция Весьегонск является тупиковым конечным пунктом ветки Москва – Дмитров – Калязин – Сонково – Весьегонск. Здесь установлен последний километровый знак Савёловского хода – 375. Вокзала в Весьегонске больше нет – он сгорел. Билеты продаются в здании управления станцией, расположенном недалеко от платформы (в сторону Овинища). На этом здании вывешана надпись "Весьегонск Окт. ж.д.", так что ненайти его довольно трудно. :-) От Весьегонска в настоящее время ходит единсвтенный пригородный поезд до Сонково через Овинище и Красный Холм. С этим же поездом следуют беспересадочные вагоны до Москвы (через Сонково, Калязин) и до Санкт Петербурга (через Сонково, Бологое). По станции Овинище можно пересесть на поезд идущий в Санкт-Петербург (через Пестово, Хвойную, Будогощь, Мгу), а по станции Сонково на пригородные поезда до Савёлово (через Кашин, Калязин), Рыбинска (через Пищалкино, Некоуз, Волгу) и Бологое (через Бежецк, Максатиху, Удомлю, Мсту). Правда следовать перекладными неудобно, поскольку все эти поезда отправляются один раз в сутки (пригородный на Бологое - дважды) в первой половине дня и приходится ночевать соответственно в Овинище или Сонково.

© Роман Иванюшкин 2000-2011
Условия использования материалов сайта