« Назад Калязин  
НАВИГАЦИЯ

Общая информация о населенном пункте

Калязин - город в Тверской области, центр Калязинского района. Город расположен на Волге (Угличское водохранилище) возле устья реки Жабни. Численность населения Калязина – 13,8 тыс. чел. (2011). Первое летописное упоминание — 1372 год (первоначальное название Никола на Жабне). Статус города получен в 1775 году.


С подробной картой-схемой города Калязина можно ознакомиться ЗДЕСЬ.


Альбом с фотографиями города Калязина можно посмотреть ЗДЕСЬ.


Герб города Калязина можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Краткая историческая справка

История Калязина уходит в глубину веков. В XI в. Калязинский край входил в состав Новгородской земли. В это время шла упорная борьба между Ростовом Великим и Великим Новгородом за овладение Верхней Волгой. К концу XI в. граница между Ростово-Суздальской землей и владениями Новгорода проходила уже по устью реки Медведицы. Таким образом, территория нынешнего Калязина входила в состав Ростовского княжества.

В 1134 г. новгородский князь Всеволод Мстиславич дважды организовывал походы на Суздаль, но летописи не упоминают ни одного укрепленного городка по Волге. И лишь под 1134 г. летописец сообщает, что «того лета князь Юрий Володимерич Манамаш (Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха - А.К.) заложи град на усть Нерли на Волге и нарече его Константин (ныне территория затоплена, место известно как Скнятино, см. страницу об этом населенном пункте), и церковь в нем созда, и много каменных церквей созда по Суздальской власти».

Возможно, именно тогда было положено начало нынешнему Калязину и именно тогда был основано укреплённое поселение Никола на Жабне с церковью (на месте позднейшего Николаевского собора) на правом берегу Волги. Возможно, Никола на Жабне был основан ещё ранее новгородцами, которые, будучи известными путешественниками и купцами, ставили по Волге свои укреплённые городки. Единого мнения на этот счёт у историков нет, а в летописях история этих мест не прослеживается.

В годы татаро-монгольского нашествия эти места подвергались частым разорениям, но Никола на Жабне в летописях явно ни разу не упоминается.

Первое летописное упоминание о Николе на Жабне встречается только в 1372 г., когда литовский рыцарь Кейстут разорил города Верхневолжья, сжег Скнятин и монастырь Николы на Жабне.

В 1434 г. на левый берег Волги, как говорится в «Житии Макария Калязинского» «в пустошь, нарицаемую Калязино» пришёл монах Никольского Кашинского Клобукова монастыря Макарий (в миру Матвей Кожин), который положил начало одной из самых известных обителей. Сейчас в исторической науке этот монастырь упоминается как Троицкий Калязин, хотя неофициально к этим элементам (или вместо них) часто добавляется название по имени основателя – Макарьевский.

По одной из наиболее распространенных версий название Калязин происходит от имени мифического землевладельца Каляги, на землях которого возник Троицкий монастырь (кстати, фамилия Калязины до сих пор широко распространена в Новгородской области).

В 1461 г. к Троицкому монастырю был приписан монастырь Никола на Жабне, в 1511 г. – село Пирогово (Свистуха). Таким образом, сложилась трёхчастная структура будущего города, просуществовавшая до 1940 г. I часть – это Подмонастырская слобода на левом берегу Волги, II часть – Никольская слобода, III часть – село Пирогово (позднее Свистушенская слобода, Свистуха), обе на правом берегу.

В Никольской слободе протекала еще одна речка – Пуда, ставшая сегодня одним из рукавов залива Угличского водохранилища (в своем первозданном виде она сохранилась лишь у истока). Центром города считалась площадь перед Николаевским собором, где располагались торговые ряды. Николаевский собор с величественной колокольней, а также ансамбль Троицкого монастыря – Троицкий собор (1521 г.), Трапезная палата (1525 г.), массивные монастырские стены (1644–48 гг.) колокольня Троицкого собора (сер. XIX в.) и другие памятники являлись главным украшением города. Колокольни Николаевского и Троицкого соборов были очень похожи друг на друга. Они стояли одна напротив другой на левом и правом берегах великой русской реки.

Статус города Калязин получил в 1775 году при императрице Екатерине II, по указу которой Никольская и Подмонастырская слободы объединялись в единый город. При Павле I в 1797 г. Калязин утратил статус города, но в 1803 г. статус был восстановлен. Вплоть до 1922 года Калязин являлся уездным городом. В состав Калязинского уезда, помимо территории современного Калязинского района, входили части территорий современных Кимрского, Кашинского и Талдомского районов. В 1922 г. Калязинский уезд присоединили к Кашинскому, в 1927 г. уже Кашинский уезд присоединили к Кимрскому. В 1929 г. был образован Калязинский район в составе Кимрского округа московской области. В 1935 г. Калязинский район вошёл в состав вновь образованной Калининской (с 1991 г. – Тверской) области.

Жизнь города всегда была тесно связана с Волгой. Весной и в начале лета после половодья Волга была судоходной, и по ней перевозились грузы. Особенно возросло транспортное значение Волги и Калязина после переноса столицы в Петербург. Скудная северная земля не могла прокормить столичный регион, поэтому по Вышневолоцкой водной системе всю весну и лето шли караваны судов, везущих хлеб из низовых губерний. Выше Рыбинска Волга в межень была практически несудоходна, поэтому и в Калязине, и в других городах между Рыбинском и Калязином шла перевалка грузов на плоскодонки, на которых и везли грузы в Петербург. После начала осуществления проекта «Большая Волга» (с 1932 г., по сути второй этап ленинского плана ГОЭЛРО), когда был введен в строй каскад плотин на Верхней Волге – в Иванькове (ныне Дубна) (1937 г.), Угличе (15 апреля 1940 г.) и Рыбинске (1940 г.), Волга стала судоходной от Калинина (сейчас Тверь) в течение всего периода навигации. Тем самым был реализован генеральный план Большой Волги, не только сделавший Волгу транспортной артерией, но и давшей Центральному региону электричество. Однако в результате непродуманных решений при выборе числа плотин и мест их возведения были затоплены огромные территории и навсегда стерты с лица Земли многие города и села.

Сильно пострадал и Калязин, почти две трети которого попали в зону затопления Угличского водохранилища. Нет сегодня в Калязине Подмонастырской слободы – она вместе с Троицким монастырем, входившим в число первоклассных, навсегда исчезла в пучине. На месте Троицкого монастыря остался маленький островок, называемый Монастырским. Уничтожать весь комплекс монастыря не было необходимости – достаточно было сделать обвалование, и этот памятник архитектуры сохранился бы до сегодняшнего дня. Об этом неоднократно писал в Главмузей Наркомпроса И.Ф. Никольский. Вообще, судя по архивным документам Троицкий собор и трапезную палату сносить первоначально вообще не собирались, поскольку Троицкий собор зимой 1938/39 гг. был отремонтирован – была восстановлена крыша и застеклены окна. Собор был взорван в конце зимы 1940 г., буквально перед самым закрытием створов Угличской плотины. По чьему приказу, - неизвестно до сих пор, в архивах обнаружить ничего не удалось, да уже вряд ли и удастся. На месте Троицкого собора монастыря с середины 1990-х годов стоял деревянный крест, а в 2003 г. была восстановлена юго-восточная угловая башня с фрагментом монастырской стены. ъ В башне расположилась часовня. На острове до сих пор сохранились фундаменты монастырских стен (окончательно они разрушились только в 1960-е гг.), да поросший лесом битый кирпич на месте Троицкого собора.

Больше половины Никольской слободы также попало в зону затопления. Жителей затопляемых домов переселяли на новые улицы, располагавшиеся между старой Никольской слободой и железнодорожной линией (Степановское поле, Давыдковское поле и др.), тогда же в состав города включили деревню Степаново (ныне южная часть Коммунистической ул.). Ныне это улицы Коминтерна, Шорина, Салтыкова-Щедрина, Урицкого, Советская и др. Дома, признанные годными к переносу перевозились на новое место, а остальные шли под снос. Нет ныне ни Николаевского собора, ни торговых рядов. Только в апреле, когда уровень воды в Угличском водохранилище понижается до минимального и лёд ложится на дно, можно проследить места подвалов богатых домов и Торговых рядов. При переселении людей Волгострой брал обязательства построить новые дома, а также всю необходимую инфраструктуру. Однако, многое из того, что было обещано и запланировано, реально выполнено не было, да и качество некоторых новых построек оставляло желать лучшего. Восстановительные работы в городе сильно затянулись, а с началом Великой Отечественной Войны, в которую Калязин вступил сильно ослабленным и недостроенным из-за деятельности Волгостроя, и вовсе были свернуты. Лишь в послевоенное время, и то не сразу, город начинает постепенно отстраиваться и восстанавливаться от пережитых потрясений.

В Калязине издревне существовали промыслы. Особенно выделялись промыслы кружевной, гончарный. Также в купцы Шишкины содержали артель резчиков по дереву. Иконостасы мастеров украшали многие церкви Калязина и соседних сёл и даже экспонировались на Парижской выставке 1900 г. (см. подробнее статью Надежды Овчинниковой в «Тверских ведомостях» http://vedtver.ru/news/19/1387/).

Достопримечательности

Основные памятники архитектуры Калязина (как сохранившиеся, так и утраченные) были созданы уже после получения им статуса города. На следующий, 1776 г., после получения Калязином статуса города, он получает и регулярный план, который был осуществлён на II и III частях города, I-я же часть сохраняла дорегулярную планировку. От исторической застройки сохранились часть Московской (Карла Маркса) улицы, а также полностью улицы Тверская (Ленина), Садовая (Красноармейская) и некоторые другие, на которых до сих пор стоят старые каменные и деревянные постройки XIX века.

Градообразующим центром I части являлся Троицкий монастырь, II части – каменный Николаевский собор, построенный в 1694 г. на месте древнего монастыря Николы на Жабне (с 1461 г. приходские церкви Никольская и Сергиевская, деревянные). Стоит отметить, что возведение каменного собора в слободе в те годы – событие отнюдь не рядовое и говорит о значимости слободы в то время. В 1792 г. рядом с Николаевским собором построена тёплая каменная церковь Иоанна Предтечи. Обе церкви разобраны перед затоплением. В Калязине сохранилась Вознесенская церковь с Тихвинским приделом (1783–1787 гг.). Когда-то она стояла на кладбище у окраины города, а теперь примыкает к закрытому в 2008 г. стадиону, обустроенному в середине 1930-х гг. на месте крупнейшего в Калязине на тот момент Тихвинского кладбища. С 1939 по 1975 гг. в этой церкви находился хлебозавод, а затем (после его перевода в новое здание), церковь долгое время была заброшена и сильно разрушилась. В 2002 г. начались работы по реставрации, в 2007 г. начались регулярные службы. Летом 2012 г. ожидается возвращение мощей Макария Калязинского в Калязин.

Колокольня Николаевского собора сохранилась чудом (как считал И.Ф. Никольский, основатель Калязинского музея, по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота) – то ли её просто не успели разобрать из-за раннего половодья, то ли решили сохранить в качестве навигационного знака, поскольку фарватер в этом месте делает резкий изгиб. Часть первого яруса колокольни залита водой и за долгие годы успела сильно разрушиться. Для предотвращения дальнейшего разрушения вокруг колокольни в 1986 г. насыпан маленький островок (сделано обвалование). Так она и стоит посредине Волги в одиночестве. Летом нога человека довольно редко ступает на этот маленький островок, хотя там есть деревянный причал для лодок. Можно взять на прокат лодку и побродить вокруг колокольни, а можно просто туда сплавать. Только туда немного проблемно плыть: сначала приходится заходить в воду по гальке, но посещение колокольни стоит этого... Зимой же, как только установится лёд, к колокольне протаптывается горожанами и гостями города тропинка. Внутрь колокольни доступ сейчас закрыт, а раньше можно было подняться по лестнице на один ярус.

Как уже отмечалось, на Монастырских островах восстановлена юго-восточная угловая башня Троицокого Монастыря, в которой расположилась часовня. Попасть туда летом можно исключительно на частном катере. В зимнее время от колокольни Николаевского собора на остров жителями протаптывается тропинка по льду Волги.

На Свистухе находятся две церкви. Введенская церковь (1882 г.) – действующая, не закрывалась никогда. Богоявленская церковь (1781 г.) закрыта в середение 1930-х гг., сперва там разместили зерносклад, а с 1939 г. – краеведческий музей, который там находится и сейчас.

В Калязине также имеются памятники: Павшим в Великой Отечественной Войне (установлен в Комсомольском парке в 1967 году); Преподобному Макарию Калязинскому (установлен на ул. Карла Маркса в 2009 году); Воеводе М.В. Скопину-Шуйскому (установлен у Вознесенской церкви в 2010 году); В.И. Ленину (установлен у кинотеатра «Радуга» напротив здания Администрации Калязинского района).

Краткие сведения о застройке и архитектуре

Большинство сохранившейся исторической застройки города является памятниками гражданской архитектуры. В основном они сосредоточены на ул. Карла Маркса от Волги до ул. Красноармейской. Несколько купеческих домов сохранились на ул. 1 Мая. Улицы Ф. Энгельса, Ленина и Красноармейская в основном сохранили рядовую мещанскую застройку, состоящую из одно- и двухэтажных деревянных домов.

В 1903 г. было закончено строительство Низшего механического училища (сейчас Калязинский машиностроительный техникум) (ул. Ленина, 36), которое на то момент было самым крупным гражданским зданием в городе. И сейчас его огромный краснокирпичный объём является украшением ул. Ленина. В 1930-х гг. неподалёку было выстроено общежитие техникума (ул. Коминтерна, 28), являющееся интересным образцом жилой застройки 1930-х гг., причём парковый фасад выглядит намного интереснее главного, обращённого на ул. Коминтерна. Сейчас здание брошено и находится в аварийном состоянии. Тогда же, как считается, из кирпича разбираемых зданий был выстроен ансамбль Центральной площади. По замыслу, кроме жилых домов (сейчас ул. Коминтерна, 44, 46, 48, 50) напротив планировалось построить крупное общественное здание, в котором разместились бы райком ВКП(б), горсовет и райисполком. К концу 1941 г. была выстроена только половина 1-го этажа, который в годы войны был разобран жителями на буржуйки. Существующие здания были выстроены значительно позже – здание райкома КПСС в 1970-х гг., здание исполкома в сер. 1980-х гг.

Застройка основной части города – смешанная, что вызвано исторически. Часть, оставшаяся от старого города представляет собой типичную застройку небольшого уездного города рубежа XIX – ХХ в. Те улицы, которые были главными, застроены в основном двухэтажными каменными домами (по сути, только ул. Карла Маркса и 1 Мая). Прочие старые улицы одноэтажные деревянные, иногда двухэтажные смешанные. Также одноэтажная деревянная застройка преобладает на тех улицах, куда переносили дома из зоны затопления или выделялись участки под застройку (южнее ул. Коминтерна до ул. Волгостроя, кварталы, ограниченные улицами Октябрьская, Вольного Новгорода, Пионерская и Волгой). Улицу Коминтерна до войны застроить практически не успели (исключая чётную сторону между улицами Циммерманова и Крылова, а также старое общежитие КМТ на нечётной стороне). Её застройка осуществлена двухэтажными домами из силикатного кирпича в 1960-х гг. Тогда же такими же типовыми домами застроили улицы Декабристов, Центральную (за райкомом), проезд Володарского. С конца 1960-х гг. начали строить пятиэтажные дома, первые построили вблизи перекрёстка улиц К. Маркса и Коминтерна (панельные), а затем кирпичные в этой же части города. В 1980-х гг. осуществлена массовая застройка квартала на берегу Пуды, Сушзавода, домов между улицами Шорина и Дзержинского («модельновские» дома). Последним крупным участком застройки стала новая Тверская улица. В 2000-х гг. многоэтажное строительство велось точечно.

Заречная часть города – Свистуха, официально Заречье (старожилы говорят: «Кто придумал Свистуху называть Заречьем?», хотя надо заметить, что ввиду катастрофической убыли коренного населения на Свистухе, сейчас там на зиму остаётся меньше 1000 человек, среди иногородних дачников название «Заречье» преобладает, ввиду неблагозвучности названия «Свистуха» для постороннего уха) – сохранилась почти полностью, только Жабня разлилась настолько сильно, что пришлось строить капитальные железобетонные мосты, авто- и железнодорожный, которые называют в единственном числе «Горбатый мост». На Свистухе сохранились обе церкви: действующая Введенская (1882 г., строилась как кладбищенская, но с сер. 1930-х гг. единственная действующая в городе и окрестностях) и Богоявленская (1787 г.), где расположен Калязинский краеведческий музей, рассказывающий о прошлом и настоящем города. Также сохранилось несколько каменных домов XIX века, и старейшее в Калязине гражданское здание – дом Шехонских (кон. XVIII в., ул. Вагжанова, 31).

Застройка – в основном одноэтажные деревянные дома, только у пристани и больницы выстроено несколько изначально ведомственных кирпичных двухэтажных домов.

В черту Калязина в 1976 г. вошли деревни Давыдково, Солоновка (кстати, место это, «землица Солоноруцкая», названа в числе владений Троицкого монастыря не позднее 1461 г.), Песье, а также пос. Первомайский (при лесозаводе, позднее овощесушильном заводе) и Октябрьский (при льнозаводе, ныне ликвидированном). Другие близко расположенные деревни – Чаплино, Алферово, Дымово, Иванково, Матвейково, Клыпино, Каменка – также тесно связаны с городом, хоть и не входят в его состав. А деревня Фалево с окрестностями, оставшееся на левом берегу Волги и отрезанное от города, была передана в 1976 г. соседний Кашинский район.

Промышленность

Основу промышленности города составляют несколько машиностроительных предприятий (Механический завод «Калязинский», Калязинский машиностроительный завод – филиал РСК "МиГ" и другие), предприятий, производящих одежду (предприятия, организованные на базе старейшей калязинской фабрики «Красный Швейник»; «Калязинская швейная фабрика», где шили в 2000-х гг. форму для работников железнодорожного транспорта; ООО «Интри» с дочерними ООО и другие) и обувь (ООО ПО «Калязин-обувь», дочернее предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика Парижская коммуна»; Калязинская фабрика валяльной обуви «Битца», филиал московской), а также предприятия пищевой промышленности (Калязинский хлебозавод – филиал ООО «Русский хлеб», молокозавод). В 1990-х гг. в Калязине началось производство собственных уникальных сувениров. Часть предприятий уже не существует, часть действует.

Для подготовки специалистов в Калязине действует Калязинский машиностроительный техникум (открыт в 1903 г.), в 1990 г. открыто Калязинское педагогическое училище, сейчас готовит кадры и для других отраслей в связи с известной демографической обстановкой.

В Калязине расположен крупный центр космической связи, где установлен мощный радиотелескоп (сейчас принадлежит ОАО «ОКБ МЭИ»).

Автодороги

Несколько старинных дорог уходят от Калязина. По Московской дороге можно добраться до Талдома, Дмитрова, Сергиева Посада, Москвы. У старинного села Нерль эта дорога разветвляется, образуя дороги на Сергиев Посад и на Талдом. По Угличской дороге кроме собственно Углича можно доехать до Мышкина, Рыбинска, Ростова Великого, Ярославля. Наконец, в Кашин, Бежецк, Весьегонск, Тверь ездят по Тверской дороге, которая после затопления идёт совсем иначе, чем раньше (до затопления в Тверь и Кашин вели разные дороги). Кстати, кашинцы в быту до сих пор различают «старокалязинскую» дорогу через Фалево и «новокалязинскую» через Тиволино (подробнее см. на странице о Кашине). Местная дорога уходит от Калязина в сторону сел Щёлкова и Старобислова. По ней также можно выехать в на Московскую дорогу через село Нерль. Отдельные местные дороги ведут в деревни Чигирево, Дымово, Алферово.

Калязин расположен почти на одинаковом расстоянии от Москвы, Твери и Ярославля. Расстояния по автодорогам до соседних городов и райцентров: Кашин – 24 км, Кесова Гора (ч. Кашин) – 56 км, Углич (ч. Семендяево) – 56 км, Сергиев Посад (ч. Нерль, Селково) – 109 км, Талдом (ч. Нерль, Спас-Угол, Квашонки) – 78 км, Дмитров (ч. Нерль, Спас-Угол, Талдом, Вербилки, Жестылево) – 125 км, Кимры (ч. Нерль, Спас-Угол, Квашонки) – 86 км, Дубна (ч. Нерль, Спас-Угол, Талдом, Темпы) – 116 км, Переславль (ч. Нерль, Веригино, Лось, Нагорье, Купанское) – 142 км.

Как проехать на автомобиле из крупных городов региона

Проезд в Калязин из МОСКВЫ.
Вариант 1. Москва - Сергиев Посад - Нерль - Калязин. Выезд по Ярославскому шоссе (М-8), по которому необходимо двигаться до пересечения с большим кольцом А-108 в объезд Сергиев Посада, транзитный проезд через который запрещен. На развязке с А-108, необходимо следовать по указателю на Дмитров. По кольцу А-108 необходимо пересечь железнодорожные пути, а затем старое Ярославское шоссе (идущее через Сергиев Посад). После перекрестка следует продолжать движение по А-108 до пересечения с шоссе Р-104 Сергиев - Посад - Углич, на которое необходимо повернуть направо по указателю на Углич. Далее необходимо двигаться все время прямо (через Селково, мимо Нерли, через Поречье) до самой объездной Калязина. На развилках с объездными на Углич и на Кашин, направление на Калязин всегда прямо, да и на отсутствие дорожных указателей жаловаться не приходится. РАССТОЯНИЕ по маршруту 167 км от МКАД.
Вариант 2. Москва - Дмитров - Талдом - Нерль - Калязин. Этот вариант немного более длинный по расстоянию, но чаще всего более оптимальный по времени, поскольку на Дмитровском шоссе пробок намного меньше, чем на Ярославском. Не зря большинство автобусов, идущих в Калязин, Кашин, Углич, Бежецк, Весьегонск следуют именно этим маршрутом. Итак, выезд из Москвы по Дмитровскому шоссе А-104, по которому можно ни о чем не задумываясь ехать до Яхромы, где как раз и заканчивается четырехполосная освещенная дорога. На первый указатель поворота на Яхрому (там где поворот на Парк Волен и Яхрома - Парк) обращать внимание не нужно, а после второго (как раз в конце четырехполоски) следует уходить на мост через канал имени Москвы, т.е. на дорогу, ведущую непосредственно в Дмитров (по указателю на Дмитров). После въезда в Дмитров, вскоре за эстакадой необходимо повернуть направо по указателю на Талдом и Сергиев Посад (прямо будет в центр Дмитрова), попадая на внутригородскую объездную дорогу. В принципе, в будние дни возможно движение и через центр, но ввиду того, что центральная площадь города стала пешеходной, этот вариант менее удобен, также, как и вариант заезда в Дмитров через Рогачевское шоссе с объездной (из-за переезда и лишних светофоров). Итак, двигаясь по внутригородской объездной дороге, необходимо придерживаться знаков "Главная дорога", а после перекрестка, где главная дорога уходит направо - сразу за переездом через полузаброшенные пути, необходимо двигаться немного правее - опять же по главной дороге. В итоге, внутригородская объездная через микрорайон РТС (установлен соответствующий знак) и мимо села Внуково (установлен указатель) выведен участок кольца А-108 Дмитров - Сергиев Посад. Здесь необходимо повернуть направо по указателю на Талдом, Сергиев Посад. По А-108 следует ехать до села Жестылево (есть указатель), после которого, по указателю на Талдом необходимо повернуть налево на дорогу Р-112. По этой дороге следует продолжать движение до Талдома. В Талдоме дорога заканчивает Т-образным перекрестком, где необходимо повернуть направо по указателю на Кимры. По этой дороге следует выехать из города и следовать до села Квашонки (имеется указатель). В Квашонках следует повернуть направо по указателю на Спас-Угол и следовать до этого населенного пункта. В Спас - Углу на перекрестке главная дорога уходит левее, и следует продолжать движение по ней, пока она (около села Нерль) не упрется в шоссе Р-104 Сергиев Посад - Углич, на которое следует повернуть налево по указателю на Калязин. Въезд в Калязин аналогично варианту 1. РАССТОЯНИЕ по маршруту 177 км от МКАД.
Вариант 3. Москва - Талдом - Нерль - Калязин без захода в Дмитров. Этот вариант немного длиннее предыдущего, но позволяет выиграть время не заезжая в Дмитров. Выезд из Москвы также по Дмитровскому шоссе, как и в предыдущем случае. На перекрестке в Яхроме (том, что в конце четырехполоски), следует уходить не на мост через канал имени Москвы, а под него - на объездную дорогу (указатель на Дубну), по которой нужно ехать до перекрестка с круговым движением, где повернуть налево по указателю на Клин, Рогачево, Дубну, а через полкилометра - направо, по указателю на Первомайский, Дубну. Далее нужно продолжать движение по главной дороге через Орево, поворот на Соревнование, поворот на Запрудню. Немного не доезжая поселка Темпы, на 106 километре дороги А-104 Москва - Дубна следует повернуть направо по указателю на Талдом (дорога через Полуденовку, Пановку). В Талдоме, сразу после железнодорожного переезда, следует повернуть направо, а далее ехать по указателю на Кимры до того же выезда из города, что и по варианту 2. РАССТОЯНИЕ по маршруту 187 км от МКАД.

Проезд в Калязин из ТВЕРИ.
Тверь - Кушалино - Горицы - Кашин - Калязин. Выезд из Твери по Бежецкому шоссе. После выезда из Твери на Бежецк, следует двигаться по этой дороге (Р-84 Тверь - Устюжна) до перекрестка у села Кушалино (в само Кушалино заезжать не нужно). На этом перекрестке (на объездной Кушалино) следует повернуть направо по указателю на Кашин, Калязин. От этого перекрестка начинается дорога Р-84, которая приводит в крупное село Горицы. Здесь на первом же перекрестке нужно повернуть налево, опять-таки по указателю на Кашин, Калязин. Через сам город Кашин проезжать нет никакой необходимости, поскольку существует объездная. Таким образом, перед Кашиным сворачиваем на объездную по указателю на Калязин. С объездной нужно продолжить движение по главной дороге и пересечь по мосту Волгу. В Калязин лучше всего въехать по первому же указателю налево, и далее следовать по главной дороге до центра. В принципе, в город можно въехать и через другой въезд - к дороге из Кашина их примыкает три. РАССТОЯНИЕ по маршруту 165 км.

Проезд в Калязин из ЯРОСЛАВЛЯ.
Ярославль - Большое Село - Новое Село - Углич - Калязин. Выезд из Ярославля по Угличскому шоссе (Магистральная улица). Следует ехать по этой дороге до самого Углича. В Большом Селе везде прямо, а в Новом Селе - налево по указателю на Углич. Въезд в Углич осуществляется по Ярославскому шоссе, которое ближе к центру, сливается с Рыбинским шоссе. В Угличе, не обращая внимания на указатели (грузовым автомобилям проезд через центр запрещен и указатели уводят поток от центра) удобнее всего доехать до центра, и на центральной площади повернуть налево на Ростовскую улицу. По ней следует выехать из города в направлении на Ростов, а затем на пятом километре этого шоссе повернуть направо по указателю на Москву, Тверь, Сергиев Посад. Следует обратить внимание, что это новое шоссе Калязин - Углич, а старое (начинающееся непосредственно из Углича и ведущее через Маймеры) непроезжее! Не верьте картам! По новому шоссе Углич - Калязин следует ехать до Указателя на Калязин направо (иначе можно уехать на новый мост через реку Жабня на объездной в сторону Москвы). При въезде в Калязин следует сразу повернуть направо к переезду. От переезда прямо будет заречная часть города "Свистуха", а налево - "Горбатый" мост, через который можно попасть в центр, повернув направо на ближайшем т-образном перекрестке. РАССТОЯНИЕ по маршруту 167 км.

Проезд в Калязин из РЫБИНСКА.
Поскольку бывший проблемный участок дороги Рыбинск - Углич между Мышкинским паромом и Угличем (конкретно между деревнями Кирьяново и Васильки) несколько лет назад был реконструирован, при проезде из Рыбинска в Углич следует пользоваться именно этим шоссе, а не объездными вариантами, как это практиковалось раньше.
Рыбинск - Охотино - Углич - Калязин. Выезд из Рыбинска по Угличскому шоссе (ул. Труда). Основоной вариант попадания на шоссе в строну Углича, начинающегося у деревни Холщёвка, осуществляется с объездной Рыбинска. Будте внимательны, участок этой дороги от Рыбинска до Охотино очень извилист, и на пути попадается несколько десятков деревень, зачастую подряд. Вскоре после села Охотино следуют два основных перекрестка этой дороги. Первый перекресток расположен перед мостом через реку Юхоть и представлет собой левое ответвление на Новое Село (имеется соответсвующий указатель). Продолжаем движение прямо. Сразу после моста через реку Юхоть начинается сложный перкресток с подъездом к Мышкинской переправе. Здесь следуем левее по указателям на Углич. Въезд в Углич осуществляется по Рыбинскому шоссе, которое ближе к центру города сливается с Ярославским шоссе. Дальнейший проезд Углича и путь от Углича до Калязина описан выше в разделе "Проезд в Калязин из Ярославля". РАССТОЯНИЕ по маршруту 128 км.

Проезд в Калязин из САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Вариант 1. Санкт-Петербург - Тосно - Чудово - Вел. Новгород - Валдай - Вышний Волочок - Торжок - Тверь - Горицы - Кашин - Калязин. Выезд из Санкт-Петербурга по Московскому шоссе (М-10). По трассе Санкт-Петербург - Москва необходимо следовать до Твери. При подъезде к Твери лучше не уходить на обход, а следовать через сам город. В Твери, двигаясь по Петербургскому шоссе и последующим за ним улицам, необходимо не пересекая Волги, после моста через реку Тверцу свернуть налево на улицу Шишкова, которая переходит в Бежецкое шоссе. Далее следует руководствоваться инструкциями к маршруту Тверь - Калязин (см. выше раздел "Проезд в Калязин из Твери"). РАССТОЯНИЕ по маршруту 712 км.
Вариант 2. Санкт-Петербург - Новая Ладога - Тихвин - Сомино - Устюжна - Сандово - Красный Холм - Бежецк - Кесова Гора - Кашин - Калязин (вариант проезда через Весьегонск, а не через Сандово не рекомендуется, поскольку дорога там хуже и содержит 25-километровый неасфальтированный участок). Выезд из Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе (М-18), по которому нужно следовать до Новой Ладоги, где необходимо повернуть направо по указателю на Вологду (дорога начинается у населенного пункта Иссад). По этой трассе (А-114 Новая Ладога - Вологда) нужно ехать (без заезда в Тихвин и Пикалево) до правого поворота по указателю на Устюжну - уже в Вологодской области). На перекрестке в центре Устюжны нужно проехать прямо - на дорогу до Сандово. На границе Вологодской и Тверской областей ране ебыл проблемный неасфальтированный участок протяженностью 7 километров, который недавно реконструирован и засфальтирован. А вот ехать через Весьегонск настоятельно не рекомендуется, поскольку там на границе областей имеется достаточно протяженный участок без асфальта с довольно плохим качеством грейдера. В Сандово нужно придерживаться указателей направления главной дороги (указатели на Тверь), которая через поселки Старое Сандово и Молоково приведет в село Хабоцкое, где упрется в дорогу Р-84 Устюжна - Тверь, на которую нужно свернуть направо по указателю на Бежецк, Тверь. Далее следует продолжать движение на Бежецк через Красный Холм. В Красном Холме везде нужно следовать указателям направления главной дороги, а также указателям на Бежецк. В принципе, есть два примерно равнозначных маршрута проезда по этому городу. В центре Бежецка (перекресток возде стеллы героям ВОВ) нужно проехать прямо - не сворачивая ни направо (на Тверь), ни налево (на Сонково). Эта дорога (начинается с Кашинской улицы Бежецка) приведет в Кесову Гору, где не нужно обращать внимание на указатели всяких "кривых объездов", а продолжать двигаться по главной дороге, которая ближе к центру на одном из перекрестков повернет вправо (знак имеется) и перейдет в дорогу на Кашин. В Кашине, следует ехать прямо, пока дорога не упрется в Т-образный перекресток, где следует повернуть налево - на мост через реку Кашинка. Затем, после поворота дороги, нужно на первом "торном" перекрестке свернуть направо. Эта улица приведет в центр города, а затем перейдет в дорогу на Калязин. За переездом после деревни Эскино (у перекрестка с объездной Кашина из Твери) нужно следовать указателям на Калязин и, переехав Волгу, повернуть на Калязин также, как в варианте 1. РАССТОЯНИЕ по маршруту 720 км.
Вариант 3. Санкт - Петербург - Новая Ладога - Тихвин - Сомино - Череповец - Пошехонье - Рыбинск - Углич - Калязин. Выезд из Санкт-Петербурга аналогичен варианту 2. Двигаясь по трассе А- 114 Новая Ладога - Вологда, следует не поворачивать на Устюжну (как в случае варианта 2), а доехать по этой дороге до Череповца, где следует въехать в сам город, а не уходить на объездную. Из Череповца следует выехать по указателю на Рыбинск. Дорога эта в последние годы приведена в порядок. По ней можно доехать до Рыбинска через Пошехонье. В Пошехонье везде следует двигаться в соответствии с указателями направления главной дороги и указателями на Рыбинск. В Рыбинске необходимо пересечь по Мосту реку Волгу, а затем следовать инструкциям, приведенным выше в разделе "Проезд в Калязин из Рыбинска". РАССТОЯНИЕ по маршруту 846 км.
Вариант 4. Санкт-Петербург - Тосно - Чудово - Вел. Новгород - Валдай - Вышний Волочок - Максатиха - Бежецк - Кесова Гора - Кашин - Калязин. Выезд из Санкт-Петербурга по Московскому шоссе (М-10). По трассе Санкт-Петербург - Москва необходимо следовать до Вышнего Волочка. В Вышнем Волочке необходимо свернуть налево, по указателю на Бежецк и Удомлю, на дорогу Р-85 В.Волочок - Сонково по которой нужно ехать до Бежецка все время прямо никуда не сворачивая. Поскольку когда-то труднопроходимый грейдерный участок на границе Удомельского и Максатихинского районов давно заасфальтирован, вариант объезда через Удомлю - Брусово - Малышево стал неактуальным. При подъезде к Максатихе нужно везде следовать по главней дороге, не сворачивая ни на Тверь, ни в центр Максатихи. От Максатихи, шоссе Р-85 приведет в Бежецк. В этом городе следует доехать до конца дороги Р-85, после чего повернуть налево, а после моста через реку Молога, на центральной площади у памятника героям ВОВ повернуть направо - на Кашинскую улицу, и выехать по ней из города на Кесову Гору. Далее (для проезда от Бежецка до Калязина) следует воспользоваться инструкциями к варианту 2. РАССТОЯНИЕ по маршруту 659 км.

Проезд в Калязин из КОСТРОМЫ и ВОЛОГДЫ - через Ярославль (при движении от Костромы следует прибавить к маршрутному расстоянию 65 км, а при движении из Вологды - 182 км), а из ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА - через Вышний Волочек (по трассе Санкт-Петербург - Москва) - см. варианты 1 и 4 проезда из Санкт-Петербурга (расстояние будет короче на 189 км). Проезд в Калязин из ЧЕРЕПОВЦА осуществляется через Рыбинск (расстояние от Череповца до Рыбинска через Пошехонье составляет 186 км.). Проезд из Череповца в Рыбинск описан в Варианте 3 проезда из Санкт-Петербурга (см. выше). Маршрут проезда из Рыбинска в Калязин приведен выше.

Автобусное сообщение

От автостанции, расположенной рядом с вокзалом, отправляются междугородные и пригородные автобусы. В междугородном сообщении курсируют автобусы Москва – Талдом — Калязин, Москва – Талдом — Калязин – Кашин, Калязин – Кашин – Горицы – Тверь, Калязин — Нерль – Сергиев Посад, Тверь – Калязин — Углич — Мышкин — Рыбинск. Автобусы Москва – Углич и Москва – Кашин — Бежецк — Весьегонск в Калязин не заходят, часть автобусов Москва – Рыбинск заходят в Калязин по требованию. В пригородном сообщении ходят автобусы до Скнятина, Сосенок (через Семендяево), Апухтина и Пенья. Рейсы двух последних маршрутов проходят как через Щелково – Старобислово, так и через Поречье – Нерль. Пригородный маршрут до Углича отменен (через Углич проходит маршрут Тверь — Рыбинск (см. выше)). Прямых маршрутов в Спас-Угол и Талдом давно нет. В Талдоме останавливаются автобусы, идущие в Москву. Также существует автобус Нерль – Спас-Угол – Талдом, назначаемый Талдомским АТП. Внутригородские автобусные маршруты Сушзавод – Заречье, Ул. Урицкого – Заречье, Сушзавод – Чигирёво и Дымово – Алферово через автостанцию и железнодорожный вокзал не проходят. Более подробную информацию по движению автобусов можно получить в разделе «Расписание автобусов»:
Смотреть расписание автобусов

В Калязине имеется речная пристань, расположенная в заречной части города. Между ней и причалами у ул. Карла Маркса и техникума раньше организовывалась пассажирская линия при помощи катера типа «Москва». Этот же катер курсировал от пристани Калязин в заречной части города до окрестных деревень вверх по реке Жабне. На сегодняшний день внутригородской и пригородный водный транспорт ликвидирован. «Кометы» от Твери до Калязина не назначались с середины 1990-х гг. С 2004 г. в Калязине вновь останавливаются круизные теплоходы, с навигации 2011 г. – даже трёхпалубные.

Железнодорожное сообщение

Регулярное пассажирское движение по железнодорожной станции Калязин-Пассажирский началось в 1921 году (рабочее, вероятно, с 1919 г., по крайней мере, весной 1919 г. линия была доведена только до современного о.п. 177 км (Ильицыно), когда, наконец, после длительных задержек была достроена ветка от Москвы через Дмитров, Савёлово. Также была построена линия Кашин – Калязин, соединившая Калязин с узловой станцией Сонково на линии Бологое – Рыбинск – Ярославль. Ветка Калязин – Углич вступила в строй лишь в 1937 г., и то только в связи с началом строительства Угличской ГЭС (хотя строительство ветки велось по старому дореволюционному проекту), а до Рыбинска (как планировалось еще в конце XIX в.) она так достроена и не была. Не суждено было сбыться и планам дальнейшей электрификации Савеловского направления. В 1980-е годы проектировалось продолжение электрической тяги от станции Савелово (которая была электрифицирована в 1978 году) в направлении Калязина, что позволило бы пустить пригородные электропоезда. Это было особенно актуально из-за «дачного бума», наблюдавшегося в то время. В 1980-е годы по пятницам из Москвы отправлялся сдвоенный состав поезда Москва — Углич, состоявший из 24 вагонов, которые заполняли в основном пассажиры-садоводы. В середине 1980-х годов значительная часть пути была перешита на железобетонную рельсо-шпальную решетку, была реконструирована станция Белый Городок. Однако, в части электрификации работы так и не были начаты, а во времена перестройки и позднее былые планы были забыты. Лишь в конце 2011 года руководство ОАО РЖД заявило о планах реконструкции не только запланированных ранее линий Мга — Сонково и Сонково — Ярославль, но также и Савеловского направления Дмитров — Вербилки — Савёлово — Калязин — Сонково. Суждено ли сбыться этим планам, покажет время...

Исторический обзор проектов строительства железной дороги в этом районе можно найти в статье Александра Коршунова в «Тверских ведомостях», а также в разделе «История Савёлки».
Перейти в раздел "История Савёлки"

В настоящее время дальнее сообщение по станции Калязин-Пассажирский осуществляется фирменным поездом"Рыбинск" Москва – Рыбинск (через Савёлово, Калязин, Сонково), который курсирует дважды в неделю. В состав этого поезда ранее включались беспересадочные вагоны Москва – Углич, отцепляемые в Калязине, а также Москва – Весьегонск (через Савёлово, Калязин, Сонково, Овинище) и Москва – Пестово (через Савёлово, Калязин, Сонково, Овинище, Сандово). С 1 июня 2012 года все эти беспересадочные вагоны ОТМЕНЕНЫ! Также с 1 июня 2012 года ОТМЕНЕНЫ беспересадочные вагоны Углич – Санкт-Петербург (через Калязин, Сонково, Бологое), которые от Углича до Сонково следовали с пригородными поездами, а затем в Сонково переприцеплялись к поезду Сонково – Санкт-Петербург. По станции Сонково можно пересесть на пригородные поезда Сонково – Бологое (через Бежецк, Максатиху, Удомлю, Мсту), Сонково – Весьегонск (через Красный Холм, Овинище) и Сонково – Пестово (через Красный Холм, Овинище, Сандово). По станции Пестово — на пригородный поездо Пестово – Хвойная (через Абросово, Кабожу).

В пригородном сообщении через станцию Калязин-Пассажирский проходят пригородные поезда с тепловозной тягой обращением Савёлово - Калязин - Углич, Савёлово - Калязин - Сонково, а также дополнительные прицепные вагоны Углич - Савёлово и Углич - Сонково. Все пригородные поезда согласованы по станции Савёлово с электропоездами на Москву (через Талдом, Вербилки, Дмитров, Икшу). От станции Сонково следуют пригородные поезда на другие направления: на Бологое (через Бежецк, Максатиху, Удомлю, Мсту), на Рыбинск (через Пищалкино, Некоуз, Волгу), на Пестово (через Красный Холм, Овинище, Сандово) и на Весьегонск (через Красный Холм, Овинище). С середины января 2012 года пригородное сообщение на участке Сонково — Пищалкино отменено (пригородные поезда на Рыбинск отправляются со станции Пищалкино, а не со станции Сонково) из-за отказа руководства Тверской области дотировать перевозки на этом участке. Ехать пригородными поездами с пересадкой по Сонково неудобно, поскольку из-за несостыковки расписаний (связана с тем, что все пригородные поезда, имеющие конечную в Сонково, экипируются в Сонково и проводники также приписаны к Сонкову), ночевка в Сонково неизбежна. Более подробную информацию можно получить в разделе «Расписание поездов».
Смотреть расписания поездов в направлении Савёлово, Москвы
Смотреть расписания поездов в направлении Углича, Сонково, Рыбинска

Все поезда (кроме транзитных грузовых), проходящие из Савёлово в Сонково и обратно, меняют по станции Калязин направление движения. Еще пару десятков лет назад, до перевода хлебозавода из Вознесенской церкви на новое место, в народе существовала такая поговорка: в городе Калязине есть три "чуда" - колокольня в воде стоит, в церкви хлеб пекут, и поезда задом пятятся. До восстановления соединительной ветки Калязин-Пост («Укладка») – Калязин-Пассажирский, разобранной во время ВОВ, поезда из Москвы в направлении Кашина меняли направление движения дважды.

В Калязине имеются и другие остановочные пункты пригородных поездов. На Свистухе имеется остановочный пункт 5 км, где останавливаются все поезда, идущие на Углич и обратно. При выезде из города в сторону Кашина имеется остановка, именуемая в расписаниях как Калязин-Пост (ещё в конце 1980-х гг. это была тарифная остановка, до которой можно было купить билет на поезд дальнего следования), а в народе чаще называемая Укладка (по бытующей версии, из-за того, что здесь производилась укладка грузов). Здесь останавливается пригородный поезд на Сонково и обратно. Еще одна остановка неподалеку от путепровода объездной дороги (также в официальных расписаниях именуемая Калязин-Пост), де-факто не существует.

Связь и полезные телефоны

Почта и телеграф расположены в одном здании на углу улиц Центральной и Волжской.

ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС – 171573 (основная часть города), 171571 (Свистуха).

МЕЖДУГОРОДНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ КОД города Калязина и Калязинского района 48249.

СОТОВАЯ СВЯЗЬ: в Калязине и Калязинском районе работают сети GSM операторов МТС, BeeLine, Мегафон, Tele2.

ОСНОВНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
Приемная главы администрации Калязинского района (ул. Центральная, д.1) 2-34-55
Жилищно-коммунальный отдел (ул. Центральная, д.1) 2-17-06
Комитет по управлению муниципальным имуществом (ул. Коминтерна, д. 77) 2-05-92
Отдел социальной защиты населения (ул. Коминтерна, д. 77) 2-33-19
Совет ветеранов (ул. Центральная, д.1) 2-33-25
Пенсионный фонд (ул. Коминтерна, д. 54) 2-37-38
Муниципальный орган управления образованием (ул. Ленина, д. 14/8) 2-08-69
ЗАГС (ул. Карла Маркса, 19) 2-07-18
МКУ "Архив Калязинского района" (ул. Коммунистическая, д.19а), приём граждан понедельник, четверг с 9 до 17, обед с 13 до 14 2-07-18
Бюро технической инвентаризации (ул. Коминтерна, д. 81) 2-06-72
Больница центральная районная – ЦРБ (ул. Тургенева, д. 32) 2-92-06 (гл. врач); 2-93-19 (зам. гл. врача). Больница расположена в заречной части города (на Свистухе)!
Скорая помощь (ул. Тургенева, д. 32) 03; 2-00-52
Приёмный покой ЦРБ (ул. Тургенева, д. 32) 2-93-11
Поликлиника (ул. Урицкого, д. 14а) 2-14-64; 2-19-03 (регистратура)
Стоматологическая поликлиника (ул. Волжская, д. 33) 2-05-38
Аптека №85 (ул. К. Маркса, д. 13) 2-30-52; кроме того, аптечные пункты аптеки №85 расположены в поликлинике (работает по её режиму); ул. Коминтерна, 81; аптеки ИП расположены по адресам ул. Коминтерна, 51/14; ул. Дзержинского, 15а; ул. Коминтерна, 99; ул. Коминтерна, 49г (рынок).
Круглосуточная аптека находится по адресу ул. Циммерманова, 22 (магазин Дикси, перекрёсток с ул. Коминтерна).
Турфирма «Пилигрим» (ул. Коминтерна, д. 75) 2-04-00
Турфирма «Турист» (ул. Коминтерна, д. 51/14, ТЦ «Мегаполис») 2-06-60; (910) 531-71-40
Ветлечебница (ул. Вагжанова, д. 29) 2-92-21
Полиция (ул. Красноармейская, д. 28) 02 (деж. часть); 2-34-47 (диспетчер);
ГИБДД (ул. 1 Мая, д. 4) 2-14-67
Служба судебных приставов (ул. Красноармейская, д. 3/26) 2-33-43; 2-33-93
Служба спасения, пожарная охрана, МЧС (ул. Коминтерна, 36) 01; 2-16-64; 2-39-01
Калязинский участок ОАО «Центртелеком» (ул. Центральная, д. 20) 2-18-54
Почта (ОСП «Кашинский почтамт УФПС Тверской области – филиала ФГУП «Почта России», Калязин-3) (ул. Центральная, д. 20) 2-03-23; 2-02-35
Почтовое отделение на Свистухе (ОСП «Кашинский почтамт УФПС Тверской области – филиала ФГУП «Почта России», Калязин-1) (ул. Тургенева, д. 32)
Краеведческий музей (пл. Ногина, д. 1) 2-94-37
Библиотека (ул. Коминтерна, 81) 2-15-01
Железнодорожная станция Калязин-Пассажирский 2-30-59; 2-07-02
Автостанция Калязин (у ж.д. вокзала) (910) 841-28-76
Гостиница «Фамп» (ул. Заводская, д. 14) 2-55-95, (910) 648-16-97
Районный Дом культуры (ул. Студенческая, д. 27) 2-36-16
Прокуратура (ул. 1 Мая, д. 4) 2-01-82
Районный суд (ул. Красноармейская, д. 3/26) 2-19-25, 2-01-50
Служба газа (филиал ОАО «Кашинмежрайгаз») 2-31-04; 2-03-06
Отдел ГО и ЧС администрации района 2-33-75
Военнный комиссариат, отдел по г. Кашин, Кашинского, Калязинского и Кесовогорского районов (Кашин, ул. Профсоюзов, д. 2/3) (48236) 2-14-50, (48234) 2-02-21.
Отделение Федерального казначейства (ул. 1 Мая, д. 10/16) 2-01-87
Налоговая инспекция (Межрайонная инспекция ФНС РФ № 4 по Тверской области) (ул. Ленина, д. 14/8) 2-38-79; 2-33-37
Калязинский отдел Управления Росреестра по Тверской области (ул. Центральная, д. 20) 2-30-39
Нотариус (ул. Урицкого, 14а) 2-35-51
КМУП «Коммунсбыт» (ул. Шорина, д. 18) 2-07-27
Лесхоз (ул. Индустриальная, д. 12) 2-19-57, 2-39-62
Санэпидемстанция (ул. Ленина д. 21/5) 2-02-20
Сбербанк (ул. Коминтерна д. 38/15) 2-15-51, 2-19-13
В городе имеются банкоматы
Сбербанка:
ул. Коминтерна, 38/15 (Сбербанк, круглосуточно); ул. Ленина, д. 8 (ф-ка "Красный швейник", круглосуточно)
Россельхозбанка:
ул. Тургенева, 32 (ЦРБ, терапевтический корпус, доступ круглосуточно); ул. Коминтерна, 59 (он же - ул. Шорина, 27/59) (маг. "Магнит", с 9 до 20)
Книжный магазин «Азбука» (ул. Шорина, 29, за маг. "Магнит")
Книжный магазин (ул. Коминтерна, 81)
В Калязине выходят районные газеты «Вперёд» и «Вестник администрации Калязинского района».
В газетных киосках, расположенных на ул. Коминтерна (возле Универмага; в магазине «Пятёрочка»; автобусной остановки «Ул. Шорина»; у д. 75) можно приобрести местные и центральные газеты.
Редакция районной газеты «Вперед» (ул. Шорина, д. 18, вход со двора) 2-01-57
Предприятия общественного питания города (авторы не принимали вознаграждения в какой-либо форме за публикацию информационных материалов и не имеют информации о качестве питания и обслуживания):
Кафе "Малина" (ул. Пухальского, 55а - за переездом) 8-906-656-80-02, 8-919-062-90-08
Кафе "На набережной" (ул. Ленина, 20) 8-980-642-83-54, 8-952-064-03-55
Ресторан при гостинице "Фамп" (ул. Заводская, 17) 2-55-91
Кафе "Визит" (ул. Заводская, 13а) 2-09-24
Кафе "Виктория" (Студенческая, 1/24) (рядом с рынком и Домом культуры) 2-03-00
Кафе "Ван" (ул. Ленина, 21/5) 2-02-22
Столовая при техникуме (ул. Пухальского, 13) (только по рабочим дням с 11 до 14) 2-37-75

Литература, источники, авторы

Со ссылками на интернет-ресурсы, посвященными Калязину, можно ознакомиться в разделе сайта "Интересные ссылки".

Литература о Калязине:
1. Акты Троицкого Калязина монастыря XVI века / Гос. учреждение "Гос. архив Твер. обл." ; [сост. С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина]. – М. ; СПб. : Альянс-Архео, 2007. – 247, [1] с. ; 24 см.– ISBN 5-98874-012-X (в пер.)
2. Белюстин И.С. Записка о городе Калязине / подг. к изд. С.В. Кустова. –2-е изд. – Калязин, 2006. – (Забытые страницы истории).
3. Житие Макария Калязинского : [рукопис. список Рос. гос. б-ки / предисл., пер. и примечания В. З. Исакова ; науч. ст. и археографическое описание Г. С. Гадаловой]. – М.: [Рос. гос. б-ка], 2008 (М. : Новости). - 85, [2] с. : цв. факс. ; 30 см.– ISBN 978-5-88149-316-5 (в пер.)
4. Жития калязинских святых / сост. С.В. Кустов.– Тверь, 2002.
5. Забытые страницы истории / Сост. С.В. Кустов.– Тверь, 2003. Сод.: Старец Василиск Сибирский; История села Капшина Калязинского уезда и Капшина Знаменского монастыря; Палладий Роговский; Церковный композитор архимандрит Феофан; Красные репрессии 1918 г.; Книга памяти жертв политических репрессий – Калязинский район
6. Зубов, Василий Павлович. Семейная хроника [Текст] : Зубовы и Полежаевы / В. П. Зубов ; сост. М. В. Зубова. – М. : Нумизмат. лит., 2010. - 751 с., [40] л. ил. : ил., портр., факс.; 24 см. – ISBN 978-5-902689-17-1
7. Каледин А.П. Калязинский край : Троица-Нерль.– М.: РОО – МГООиР, 2006.– 64 с.: ил. – 16 с.
8. Калязин / [Е. В. Чертовских]. - [Б. м.] : Гранд-Холдинг, 2006. - 31, [3] с. : ил., портр., цв. ил., к., портр., факс.; 24 см.
9. Калязин на старых открытках: Каталог / Сост. А.Н. Семёнов.– Вып. 3.– 3-е изд., перераб. и доп.– Тверь, 2010. –(Твер. губ. на почтовых открытках ; вып. 3).
10. Калязинские краеведческие чтения. Провинциальный город в контексте событий.– Вып. 2 / Сост. Е.В. Чертовских, Е.В. Михасик.– Калязин, 2001.
11. Калязинские краеведческие чтения. Явление личности в пространстве города и уезда.– Вып. 4 / Науч. ред. Я.В. Леонтьев.– Калязин, 2005.
12. Калязинский краеведческий музей – филиал Тверского государственного объединённого историко-архитектурного и литературного музея.– Б.м., [1991-93].
13. Калязинский музей / Сост. Е.В. Чертовских.– Тверь: Твер. гос. объедин. музей : Лилия-принт, 2001.
14. Кисловской С.В. Валяльный промысел Калязинского района и его электрификация / С. В. Кисловской. – 2-е изд. / сост. С. В. Кустов. – Калязин, 2008.– 48 с. ; 19 см.– 500 экз.– (Калязинские промыслы ; кн. 1).
15. Кисловской С.В. Кашинский край. Ч.1–2 / подг. к изд. С.В. Кустова.– Калязин, 2006.– (Забытые страницы истории).
16. Комлев А.Д. Как начинался Калязин.– Калязин, 2010.– 109 с.: ил.
17. Котов В. В. Калязин : О прошлом, настоящем и будущем / В. В. Котов. - М. : ОМНИ-ДАТА, 2000. - 38, [17] с. : ил.; 21?28 см.
18. Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда; Комлев А.Д. Калязинский «Титаник»; Кустов С.В. Знаменитые калязинцы.– Тверь: СФК-Офис, 2008.– 160 с.– (Забытые страницы истории ; вып. 3).
19. Кубарев, Александр Геннадьевич. Калязинские храмы / А. Г. Кубарев. – СПб., 1997.
20. Кубарев А.Г. Калязинский некрополь : Город Калязин Твер. губернии / Александр Геннадьевич Кубарев. - СПб. : ВИРД, 1997. - 78 с.; 20 см. - (Российский некрополь / Рус. генеалог. о-во; Вып. 3).– ISBN 5-89559-002-0 : 300 экз.
21. Кубарев А.Г. Полежаевы: Свод поколенных росписей.– СПб, 2005.
22. Кубарев А.Г. Приселковы: Поколенная роспись.– М., 2003.– 80 с.: ил.
23. Кубарев А.Г., Кудрявцев В.Н. Шишкины. Охлобыстины: Поколенные росписи.– СПб, 2006.– 62 с.
24. Культурные традиции семейных династий : краевед. чтения, Калязин, 2002 год / [редкол.: Е. В. Чертовских, Е. В. Михасик, Я. В. Леонтьев]. - Калязин : Краевед. музей, 2003-. - 21 см.
25. Леонтьев, Ярослав Викторович. Калязинская хрестоматия : город и люди в художеств. лит., письмах, мемуарах, дневниках в док. / Я. В. Леонтьев. - М, 2003. - 83 с. : ил. ; 21 см.
26. Хранители памяти : материалы краеведческих чтений / Калязин. краеведч. музей им. И. Ф. Никольского ; [сост. : Е.В. Чертовских, Я.В. Леонтьев ; науч. ред. Я.В. Леонтьев]. - Калязин ; Москва : Графикон, 2008. - 238 с. : ил. ; 20 см. – Библиогр. в примеч. в конце ст.– 500 экз. – ISBN 978-5-7-164-06-00-1 (в обл.) – (вып. 5, 6)
27. Никитский П.А. История Калязинской медицины за 168 лет [с 1800 по 1968 гг.].– Калязин, 2008.
28. Никольский И.Ф. Калязинские кружева: Очерк кружевного плетения в г. Калязине в прошлом и настоящем.– Кашин : Кашин. о-во изучения мест. края, 1926.– 24 с. : ил.
29. Павел (Крылов; иеромонах Калязинского Троицкого мон.). Троицкий Колязин первоклассный мужской монастырь : Сост. по древ. грамотам и другим док., хранящимся в арх. монастырей / Иеромонаха Павла (Крылова). - Тверь, 2002. - 52, [1] с.; 20 см.– ISBN 5-87049-272-6
30. Пономарева И.Г. Крупная вотчина Тверского края в ХV – начале ХVII в. (По материалам Троицкого Калязина монастыря). Канд. дисс. – М., 1989.
31. Семёнов, Александр Николаевич О трудах калязинских фотографов (1863–1929) / А. Н. Семёнов. – Тверь : [А. Н. Семёнов], 2011. – 20 с. : ил. ; 21 см. – 30 экз.
32. Соколов Ю.И. Династии штатных служителей Калязина монастыря 1764–1861 гг.– М.: Золотое сечение, 2010.– 144 с.: ил.
33. Соколов Ю.И. Живая вода памяти. Генеалогические этюды.– М.: Золотое сечение, 2010.– 72 с.: ил.
34. Соколов Ю.И. Калязинские родословные XVII – начала ХХ веков.– М.: Золотое сечение, 2009.– 280 с.: ил.
35. Соколов, Юрий Игоревич. Генеалогия купцов и мещан города Калязина / Ю. И. Соколов. – М. : Золотое сечение, 2011. – 386 с. : ил. ; 21 см. – 500 экз. – ISBN 978-5-904020-28-6.
36. Суворов Н. А. Город Калязин и Калязинский район : (справочник: цифры, факты, события, люди) / Суворов Николай Андреевич - Калязин ; Тверь : Тверская обл. тип., 2009. - 167, [1] с. : к., портр., табл. ; 21 см.– ISBN 978-5-87049-660-3
37. Суворов Н.А. В тихом городке на Волге: Исторические очерки о жизни, быте калязинцев, о революционных событиях в Калязине в начале ХХ в. – Калязин, 2006.
38. Суворов Н.А. Калязин: Страницы истории.– 3-е изд., испр. и доп.– Калязин, 2000.
39. Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри: Краткие исторические очерки.– Калязин, 2004.
40. Суворов Н.А. Калязинцы в боях за Родину. – Калязин, 2006.
41. Суворов Н.А. Реконструкция Калязина (1938-1941 гг.): Как это было.– Калязин, 1998.– 108 с.
42. Суворов Н.А. Сеятели разумного, доброго, вечного: к 200-летию народного образования в г. Калязине.– Калязин, 2005.
43. Суворов Н.А. Хрестоматия по истории Калязина. Документы и материалы по истории Калязинского края с древнейших времён до конца ХХ – начала XXI в. н.э.: Учеб. пособие по истории для учащихся основных и средних школ и специальных учебных заведений.– Калязин, 2009.
44. Суворов, Николай Андреевич. Неугасимый огонь жизни... : записки о былом (1924-2007 гг.) / Н. А. Суворов. - Калязин : [б. и.], 2008. - 430 с. : ил., портр. ; 20 см. – 150 экз.
45. Улицы Калязина : справочник / сост. А. П. Коршунов ; Калязин. краевед. музей им. И. Ф. Никольского филиал ГБУК "Твер. гос. объедин. музей". - Тверь : СФК-офис, 2014. - 119 с., [1] л. карт. : ил. ; 21 см. - (По пути времени... ; Вып. 2). – 200 экз. – ISBN 978-5-91504-025-9 (в обл.).
46. Преподобный Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской : сборник докладов Первых Макарьевских Калязинских чтений (19 мая 2012 года) / Администрация Калязинского района Твер. обл. ; Кимр. благочиние Твер. митрополии ; Науч. б-ка Твер. гос. ун-та ; [сост. Я. в. Леонтьев, Я. В. Сонина]. – Калязин ; Тверь : СФК-офис, 2014. – 177, [3] с. : ил., портр. ; 20 см. – 200 экз. – ISBN 978-5-91504-029-7 (в обл.).
47. Город Калязин в художественной литературе и публицистике : антология / Комитет по делам культуры Тверской обл., Тверской обл. центр рус. языка и рус. культуры ; [авт. идеи и сост.: Л. Н. Скаковская (науч. консультант), А. М. Бойников (отв. ред.)]. – Тверь : Элитон, 2012. – 175 с. ; 20 см. – (Малые города России в художественной литературе и публицистике : Тверская обл.). –  320 экз. – ISBN 978-5-906194-01-5 (в обл.).

Материалы этой страницы подготовлены А.П. Коршуновым (с использованием указанных выше источников) при участии Р.Ю. Иванюшкина и А.Г. Кубарева.

© Роман Иванюшкин 2000-2015
Условия использования материалов сайта